Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Саветы дэфектолага

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

Рекомендации к проведению упражнений.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

            Упражнения для губ.

  1. «Улыбка»— Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. «Трубочка» — Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

          Упражнения для развития подвижности губ:

  1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Статические упражнения для языка

  1. «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. «Иголочка».  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка

  1. «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2.  «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  3.  «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  4.  «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  5.  «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  6. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Желаем успехов!

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто  причиной  дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».
Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения(например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.
Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут  навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.
Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.
Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.
Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.
Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

Дисграфия. Как помочь ребенку. Практические рекомендации 

 Дисграфия – нелегкое бремя как для школьника, так и для его родителей. Она требует огромной сосредоточенной работы учителя-дефектолога с ребенком, которая проводится в течение нескольких месяцев. Родителям нужно иметь в виду, что без помощи специалиста эту проблему решить не удастся, и трудности с обучением будут нарастать как снежный ком. Поэтому не стоит терять время, а сразу обратиться к учителю-дефектологу и стать активным участником коррекционного процесса.

Мы рассмотрим ряд упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. Эти упражнения не могут полностью справится с дисграфией, но регулярное их выполнение станет хорошим подспорьем работе учителя-дефектолога с вашим ребенком.

Упражнение 1 – Корректурная правка. Нам понадобится сплошной печатный текст на любом удобном бумажном носителе (книжка, журнал, распечатка). Главное требование к тексту – он не должен быть интересным и отвлекать ребенка от задания. Пусть это будет какая-нибудь научная статья. Ежедневно в течение 3-5 минут (ни в коем случае не дольше) ребенок должен находить и зачеркивать в тексте заданные буквы. Начинать следует с одной буквы (например «а»), последовательно их меняя. Желательно начать с распространенных гласных букв, после перейти к проблемным согласным. Интереснее будет зачеркивать каждую из букв определенным цветом. После пяти-шести дней занятий, можно переходить на две буквы. Одну букву ребенок зачеркивает, а вторую либо подчеркивает, либо обводит в кружочек. Буквы должны быть схожими в сознании ученика. Самые распространенные проблемные пары букв это «п»-«т», «п»-«р», «м»-«л», «г»-«д», «д»-«б», «у»-«ю».

Упражнение 2 – Пишем вслух. Очень важное упражнение. Когда ребенок пишет текст, ему необходимо четко проговаривать все буквы, которые в данный момент он прописывает, выделяя подчеркиванием слабые доли. В этот момент школьник видит разницу между тем, как мы произносим слова и тем, как они пишутся. Например, фраза «Колобок, колобок, я тебя съем» на самом деле произносится как «калабок калабок я тибя съем».


Упражнение 3 – Вглядись и разберись. Это упражнение направлено на работу с пунктуацией. Заключается оно в том, что ребенок внимательно вчитывается в текст, обращая внимание на все запятые и другие знаки препинания и вслух объясняет их постановку. Тут очень важно подобрать текст, можно воспользоваться соответствующим возрасту и уровню развития ребенка сборником диктантов, в котором проставлены все знаки препинания.

Упражнение 4 – Пропущенные буквы. Помогает сформировать уверенный навык письма. Нужно приготовить два текста. Один обычный, который будет использоваться как подсказка, а второй то же самый, но с пропущенными буквами. Ребенку необходимо будет заполнить все пропущенные буквы, пользуясь текстом-подсказкой. Пример: «Не ешь меня зайчик, я тебе песенку спою» — «Н_ е_ь м_ен_, з_йч_ик, я т_б_ п_с_нк_ с_ою».

Помимо этих упражнений детям с дисграфией рекомендуется чаще играть в лабиринты, которые хорошо развивают крупную моторику, то есть движение руки и предплечья. В процессе такой игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок менял положение руки, а не листа бумаги.

Необходимо избегать работы, в которой необходимо исправлять заведомо допущенные ошибки, так как у детей с дисграфией, как правило, очень хорошая зрительная память, и тексты с орфографическими ошибками здесь могут сослужить плохую службу.

Надеюсь, представленные рекомендации и упражнения помогут вам в решении такой непростой проблемы, как дисграфия.

Удачи!

Советы дефектолога родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте открытые вопросы. это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. например, спрашивайте «что он делает?» вместо «он играет?». если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». например: «мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. скажите ребенку: «послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. а потом спросите «что это?» это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. при затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. дайте ему возможность повторить эти слова. не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. после того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. используйте слова, которые ваш ребенок знает. добавьте цвет, размер, действие. например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. не забывайте: учите ребенка, играя с ним. ваш ребенок самый замечательный!

Советы дефектолога

Обучение чтению и письму осуществляется в 1 классе учителями начальных классов. Задача родителей, педагогов УДО состоит в том, чтобы развивать у ребёнка необходимые речевые навыки в соответствии с возрастной нормой. В норме к 5 годам у ребёнка должна быть сформирована звуковая и морфологическая система русского языка. К 6 годам происходит развитие связной речи (рассказ по картинке, по серии картинок, пересказ), знакомство со звуками русского языка.

Для успешного обучения в школе чтению и письму, у дошкольника должны быть сформированы навыки:

— правильное звукопроизношение (все звуки произносятся корректно, дифференцируются свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, схожие по артикуляции звуки);

— сохранная слоговая структура слов (не «проглатываются» и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав);

— достаточный лексический уровень (владение тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знание слов – антонимов, синонимов);

— отсутствие аграмматизмов в речи (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов);

— развитие связной речи: использование в речи сложных предложений, рассказ по картинкам, пересказ (умение называть действие, описывать предмет; в серии картинок понимать логическую цепочку действий – что сначала, что затем; умение рассказать понравившуюся сказку);

— запоминание стихов, ритмичных стихов-потешек;

— развитие мелкой моторики рук, умение правильно держать карандаш (умение собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы);

— сформированность понятия право – лево, ведущей руки (умение четко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать левую и правую сторону, верхний правый и левый угол);

— на слух уметь выделять начальный звук в слове.

В последние годы просматривается тенденция увеличения числа будущих первоклассников, чья речь не соответствует возрастным нормам. Причин в этом несколько, основные из них: не все родители обращают внимание на речь детей в дошкольный период и обращаются к логопеду, не у всех есть возможность получить квалифицированную помощь. Наличие в школе пункта коррекционно-педагогической помощи, целенаправленные занятия с дефектологом помогают решить эту проблему и сделать обучение максимально успешным для каждого конкретного обучающегося, не оставить речевую проблему на всю жизнь.

Раздзелы сайта