Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление образования администрации Московского района г.Минска

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №67 г.Минска"

ГЛАВНАЯ OДНО ОКНО ОБ УЧРЕЖДЕНИИ УЧИТЕЛЬСКАЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ РОДИТЕЛЯМ КАНИКУЛЫ ФОТО-ВИДЕО ГАЛЕРЕИ СЕРВИСЫ КОНТАКТЫ ШЕСТОЙ ДЕНЬ ЭКСТЕРНАТ ПОПУЛЯРНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ БУДУЩИМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Меню раздела

    Горячие новости

    16.10.2018
    Учащаяся 2 класса приняла участие в открытии немецкой математической выставки

    подробнее...

    15.10.2018
    Прошел субботник по благоустройству территории

    подробнее...

    15.10.2018
    15 октября - Всемирный день чистых рук

    подробнее...

    14.10.2018
    С Днем матери!

    подробнее...

    13.10.2018
    Районное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию

    подробнее...

    13.10.2018
    Всемирный день психического здоровья

    подробнее...

    12.10.2018
    II Европейские игры пройдут в Беларуси

    подробнее...

    Архив новостей

    Главная : ОБ УЧРЕЖДЕНИИ : ЗОЖ (здоровый образ жизни) : Cуициды

    Cуициды

    Профилактика суицидов в детском возрасте

    Феномен суицида (умышленного лишения себя жизни) представляет собой социальную, медицинскую, психологическую и этическую проблему. И если еще несколько десятилетий назад эта проблема была в нашем обществе строго табуирована, особенно относительно самоубийств среди детей и подростков, то в последние годы данная тема широко обсуждается и привлекает внимание общественности. Число самоубийств среди мужчин на планете в три раза превышает число женских самоубийств. К странам с низким уровнем суицидов относятся Греция, Албания, Египет; средний уровень фиксируется в Австралии, США; высокий - свыше 20 на 100 тысяч населения в год -  в странах Балтии, России, Венгрии, Беларуси. Возрастные особенности распространения суицидов в Республике Беларусь совпадают с общемировыми тенденциями: наибольший уровень самоубийств традиционно регистрируется в старших возрастных группах. Вместе с тем, с каждым годом суицид «молодеет». Во многих странах суициды являются третьей по частоте причиной смерти среди подростков. К сожалению, в судебно-психиатрической практике нам приходилось рассматривались случаи суицидов двенадцати-тринадцатилетних детей. Следует отметить, что родители этих ребят никогда не обращались за помощью к специалистам в области оказания психиатрической помощи. Среди причин смертей в детском и подростковом возрасте, связанных с внешними воздействиями, 10% связаны с суицидами.

    Специалисты, сталкивающиеся с данной проблемой, педагоги, родители, невольно задаются вопросом: в чем же причина детской суицидальности?

    Суицидальное поведение - это ответная реакция на глубинные детские переживания, признание растерянности перед какой-либо объективно или субъективно значимой ситуацией, которую маленький индивид не может разрешить в одиночку. Не следует забывать, что дети и подростки сами по себе очень уязвимы. На их плечи ложатся и школьные нагрузки с огромным количеством новой информации, и порой чрезмерные ожидания взрослых, и самоутверждение в группе сверстников. Ребенка и подростка могут ранить такие вещи, которые взрослыми не всегда воспринимаются как стрессовые факторы: обидные слова, шутки, прозвища, неудача в первых любовных отношениях, в соревнованиях. Дети вообще не имеют еще точных представлений о грани жизни и смерти, поэтому зачастую могут просто не соотнести возможности своего организма с предельно допустимыми и принять, сами того не желая, смертельную дозу таблеток, спрыгнуть с высоты, «не подумав», что это может привести к летальному исходу.

    Причины суицидальности детей и подростков очень разнообразны. Суицид, как правило, не вызывается одним фактором, он происходит тогда, когда накапливается комплекс причин. 

    Многие считают, что суицидальные попытки совершают неуравновешенные люди с психическими расстройствами. Действительно, такое поведение бывает характерно для лиц, страдающих депрессией, биполярным аффективным расстройством, шизофренией, зависимостями от психоактивных веществ, расстройствами, связанными со стрессом.  Вместе с тем, в детской практике, как правило, суициды совершаются индивидами со здоровой психикой.

    Социальные причины суицидов в детском и подростковом возрасте играют ведущую роль. К ним можно отнести изоляцию, связанную с изъятием из семьи и помещением в госучреждения, тяжелые утраты, бытовые неурядицы. К сожалению, эти причины хоть и являются важнейшими предпосылками детской и подростковой суициальности, однако чаще всего остаются незамеченными окружающими, и, как следствие, ребенок или подросток также остается без специализированной помощи.  Среди причин суицидов специалисты называют душевную боль, одиночество, ощущение безнадежности и беспомощности, обиду и недовольство собой (самоуничтожение), стыд за какой-либо совершенный поступок, выражение путем суицида протеста.

    Факторами, подталкивающими подростка к суициду, могут быть: развод родителей, смерть одного из них, потеря доверительных отношений в семье, конфликты в школе, материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого «ничего».

    Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают мысли покончить с собой. На каждый завершенный суицид приходится примерно 10 попыток самоубийств. При этом если человек уже совершал в прошлом суицидальную попытку, вероятность самоубийства возрастает в десятки раз. Именно по этой причине любые, даже самые «шантажные» и «несерьезные» попытки суицида в детском возрасте не должны оставаться без внимания специалистов. Практикующему же психиатру часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители преднамеренно скрывают от врача порезы на теле детей и подростков, объясняют их бытовым травматизмом, гораздо больше опасаясь не суицидального поведения, а «постановки на психиатрический учет».

    Агрессивная реклама в средствах массовой информации и интернете, пропаганда насилия, убийства и самоубийства, деструктивные мультфильмы воздействуют на сознание детей и подростков.

    Взрослые должны знать о проблеме детских и подростковых суицидов, суицидальном поведении, не оставлять без внимания суицидальные высказывания и обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о возможной беде.

    На что нужно обратить внимание?

    пониженное настроение (часто расценивается как скука, грусть, тоска, угрюмость);

    безразличное отношение к окружающим;

    беспричинный страх, тревогу;

    постоянное ожидание непоправимой беды;

    потерю интереса к учебе, занятиям;

    частые исчезновения из дома;

    прогулы в школе;

    снижение успеваемости;

    изменение внешнего вида и поведения;

    неряшливый вид;

    молчаливость (не свойственная ранее);

    раздачу личных вещей, особенно любимых;

    потерю аппетита или переедание;

    плохое поведение в школе;

    употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ;

    ощущение безнадежности;

    отрицание хорошего в прошлом;

    отсутствие планов на будущее;

    рассуждение об утрате смысла жизни;

    косвенные намеки о намерении покончить с собой;

    поиск в интернете суицидальной тематики, способов самоубийства, клубов самоубийц.

    Следует помнить, что многие дети и подростки (порядка 75 %), оказавшиеся в трудном положении, испытывающие внутренний дискомфорт или душевную боль, не обращаются за помощью к родителям и педагогам, а сами пытаются найти выход из сложившейся ситуации, доверяют свои переживания друзьям. Даже если они ищут возможность высказаться и быть выслушанным, то часто наталкиваются на глухую стену непонимания – их не слышат, не находят времени поговорить, их «беды» не воспринимают всерьёз. Дети с суицидальными мыслями и намерениями нуждаются в помощи психиатров, психологов и психотерапевтов, медикаментозном лечении, индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

    При подозрении на попытку суицида нужно:

    не выпускать ребенка или подростка из поля зрения в школе и семье;

    обратиться за помощью к психиатру;

    провести специализированное лечение;

    оградить ребенка от стрессов;

    вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.

    Родителям необходимо восстановить дружелюбное отношение с ребенком, узнать причину, побудившую его на такой поступок. Говорить нужно как с равным, с пониманием и участием, стремиться понять ребенка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.

    Дети - будущее нашего общества. От состояния физического и психического здоровья детей и подростков зависит будущее страны, ее благосостояние. От нас - родителей, педагогов, врачей, зависит, будет ли это будущее светлым и успешным. Давайте начинать работу с детками с момента их рождения в семье, первого появления в детском саду, в школе. Давайте окружим наших детей заботой и вниманием, научимся видеть в них личностей. Взрослые, вспомните о ценностях, которые прививали нам в детстве - уважение к родителям, пожилым, инвалидам, дружбе со сверстниками не по телефону, компьютеру, а при живом общении, в походах, театрах.

    Семья должна организовать быт ребенка так, чтобы у него не оставалось свободного времени на плохие мысли и поступки. Эти простые, но такие важные советы сохранят жизнь и здоровье ваших детей.

     

    Кринчик Т.Ю., врач-психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук

    УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер»

    Румянцева Е.Б, врач-педиатр

    УЗ «15-я городская детская поликлиника»

    Телефон экстренной психологической помощи детей и подростков:
    (017) 246-03-03

     

    Автоматический переводчик

    Счетчик посещений

    Адрес: ул. Алибегова , 5а
    Телефон: 277 25 97
    Электронная почта: sch67@minsk.edu.by Сайт зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов РБ. Регистрационное свидетельство №1141101734 от 21.06.2011г. с изменениями от 10.01.2017г.
    Администратор сайта: Семенова Екатерина Александровна